История одного фейла

Image
Автор: Кирилл
Опубликовано: 1317 дней назад (11 сентября 2020)
0
Голосов: 0
Как известно, Южно Африканская Республика (ЮАР) была основана голландцами на Мысе Доброй Надежды, самом южном околотке африканского континента аж в XVII веке. О первом постоянном поселении европейцев писали еще в 1652 году, когда Ян Ван Рибек от имени Голландской Ост–Индской Компании основал поселение на мысе Штормов, который позднее переименовали в мыс Доброй Надежды, а поселение — Кейптаун.

Около мыса терлись то древние финикийцы, то английские путешественники, Васко да Гама пренебрежительно проплывал мимо. Колония успела пережить вторжение британских войск, но постоянно там оставались проживать голландцы, которые подтаскивали себе рабов из Индонезии и с Мадагаскара, и успешно отбивались от африканских племен банту.

Для поддержания и развития экономики любой колонии нужны деньги, буквально платежные средства, потому что не все согласны работать за бусы и каменные жернова. Кое–как молодая колония обходилась денежными знаками Ост–Индской Компании (богатейшей корпорацией в мире тех времен), деньгами специально выпускаемыми британскими частными коммерческими банками, и разного рода товарными чеками.



К 1920 году банкноты в Южной Африке выпускались аж восемью разными банками, а в 1920 году казначейством Южно–Африканского Союза стали выпускаться еще и золотые сертификаты.

Все это безобразие продолжалось до 1921 г. пока не образовался Южно–Африканский Резервный Банк, обязавшийся выпускать единую и общую валюту Южной Африки. Так появились южно–африканские фунты.



Валюте независимого государства нужен свой уникальный стиль, а то просто корабли и коровы не очень–то идентифицируют конкретную страну, нужны какие–нибудь характеризующее ее идеалы и объединяющие фигуры, — серп и молот на рублях, президенты на долларах, или королева на фунтах. И уже ко второму выпуску было принято решение изобразить на деньгах Яна ван Рибека — голландского мореплавателя, собственно основателя и первого администратора колонии и Кейптауна. Достойная историческая фигура, местный национальный герой, в общем–то почему бы и нет.

Была с этим, правда, небольшая загвоздка: мало кто в 17 веке задумывался о портретировании каждой отдельной персоны, если только эта персона не бритаских или французских королевских кровей или там, габсбургских челюстей. И поскольку ван Рибек таковым не являлся — фотокарточек его в публичном доступе осталось не много, а вернее совсем не осталось, инстаграмов слава богу еще не изобрели, а айфоны с селфи тех времен потонули в морских пучинах. Ну да не беда, были найдены потомки ван Рибека, из семейных архивов извлечено подходящее изображение славного предка и вуаля!



Ян Ван Рибек еще в 1652 году на трёх кораблях «Drommedaris», «Reijger» и «Goede Hoop» прибыл в Южную Африку, где с командой моряков основал форт, со временем развившийся в крупную продовольственную базу для снабжения судов плывущих из Европы в Индийский океан, водой и провиантом, а также оказания медицинской помощи. Эта база сначала стала населённым пунктом Капстадом, а впоследствии — главным портовым городом современной ЮАР Кейптауном.

Белые голландские поселенцы, в числе которых был и Ян ван Рибек, стали основой нового народа, известного впоследствии как африканеры, или буры (привет Шарлиз Терон!). А личность самого Яна ван Рибека имеет культурное и историческое значение в Южной Африке среди африканеров, рассматривающих его в качестве отца–основателя нации. Ван Рибека изображали на почтовых марках, открытках, монетах и банкнотах, во множестве статуй в Кейптауне и ЮАР в целом.

Шел XX век. В мире возникали и распадались государства, прошли Первая и Вторая мировые войны, в ЮАР были открыты алмазные месторождения, южноафриканские Фунты сменились на Рэнды, а также восемь поколений денежных знаков, неизменным оставался только Ян ван Рибек на них.

Так продолжалось до 1984 года, пока специалист по генеалогии Йонкер ван Кречмар не обнаружил, что на всем известном портрете изображен вовсе не Ян ван Рибек, а Бартоломеус Вермуйден — обычный голландский солдат, дослужившийся до капитана в британской армии под началом Оливера Кромвеля, вернувшийся затем в Голландию в обычную пехоту, и по предположениям, умерший еще в 1650 году. Чей портрет по случайности, среди прочих друзей оказался в семейном архиве ван Рибеков, и принятый за самого Яна. Бартоломеус Вермуйден не только не закладывал голландскую колонию на другом конце света, но и даже не покидал Европы и вообще не факт, что знал о существовании Африки. Образование простолюдинов в XVII веке сами представляете какое было.

Настоящий потрет Яна ван Рибека (слева) теперь выставлен в государственном музее Амстердама. А справа — тот самый Бартоломеус Вермуйден, чей портрет более 65 лет красовался на каждом утюге ЮАР.



Южноафриканское сообщество, конечно же, расстроилось по этому поводу, и быстренько поспешило сменить свежевыпущенную серию банкнот с неправильным портретом на новые, с изображением чего–нибудь более достоверно известного на этот раз — носорогов, там, слонов, леопардов и вот это все:



Надо полагать, в ЮАР еще долго дули на воду после этого случая, каждый раз перепроверяя — точно носорога печатаем? Не тушканчик ли, не полярный медведь?!
Ну еще Нельсона Манделу тоже напечатать, тут практически все уверены, скорее всего, наверное.

Похожие записи:

История поселка Александринка
Про чай
История возникновения Докучаевска
Кто придумал лимонад, или Краткая история газировки
История Porsche 911
Телевизор, который нуждался в помощи | Почему доллар США называют баксом