Изготовление фарфоровых изделий в древнем Китае
В дневнем Китае было известно много других сортов фарфоровых и фарфоровидных изделий, носивших особое название со словом яо (керамика). К этому слову яо прибавлялось обычно название местности, где изготовлялся данный сорт, а иногда особое название.
В период Суп в Лунцюане (провинция Чжэцзян) и в других местностях производились фарфоровидные изделия, носившие название лунцюань-яо, гу-ань-яо, гэ-яо и т. д. В Европе все они были известны под общим именем «селадонов». Эти сорта были особенно популярны из-за своих красивых зеленоватых, голубоватых, сероватых оттенков. Кроме того, такая посуда считалась якобы способной реагировать на яд, т. е. менять окраску, если в питье или пище был яд.
Название «селадон» обычно объясняют так: это слово происходит от имени героя французского романа «Астрея» Онорэ д’Юрфэ — Селадона, носившего одежду светлозеленого цвета, напоминавшего цвет сорта китайских фарфоровидных изделий луниюань-яо, хорошо известный в Европе. Кроме такого объяснения, высказывается еще мнение о том, что это название происходит от арабского слова салудун, что означает «твердый. крепкий, как камень». При этом слово салудун является неотъемлемым прилагательным к сорту «глиняный горшок» (кы-друн салудун) из очень твердой, как камень, массы. Близкое к этому термину слово салудун означает «кремень, очень твердый». Все эти качества в целом очень близки к действительным качествам черепка селадона.
Этот способ декорирования изделий из фарфора применяется в Китае и в настоящее время. Путем изменения состава глазури и массы можно получить значительную разницу в степени сжатия и этим добиться большего или меньшего растрескивания. Кроме обычного краклэ, может быть двойное крак^э или так называемый замедленный цек, который может дать трещины через длительное время — через месяц, год. Все эти приемы изготовления изделий изучались на практике китайскими мастерами, которые умели придавать нужный художественный эффект в окраске глазури с цеком или без него. Одному из сортов селадона с цеком было дано образное название «тающий лед с кровыо угря»: под выражением «тающий лед» подразумевались стенки сосуда, покрытые голубовато-серой глазурью, а трещины на них закрашивались корейским кармином, носящим название «кровь угря».
Подобный способ орнаментирования селадонов и фарфора применяется в Китае и в настоящее время.