Ситуация в Венгрии после доклада Хрущева о критике культа личности Сталина
События осени 1956 г в соседней Венгрии, военное вмешательство СССР дали новые аргументы критикам КПА. В отличие от более самостоятельных в материальном и идеологическом отношении итальянской и французской компартий австрийская партия так и не смогла выйти из перманентного кризиса путем радикального обновления своей доктрины. После подавления в 1968 г. «Пражской весны» она окончательно маргинализируется в австрийском обществе.
Не менее явно кризис коммунистического движения обозначился и в соседней Венгрии — стране советской сферы влияния, где коммунисты находились у власти. Для Ракоши события XX съезда стали началом бесславного краха политической карьеры. Вернувшись из Москвы в Будапешт, «лучший венгерский ученик товарища Сталина» (как называла его пропаганда ВПТ) созвал, хотя и не сразу, пленум. Задача перед Ракоши стояла непростая. Пользуясь тем, что подавляющее большинство партийцев имело самое смутное представление о происходившем в Москве на закрытом заседании, надо было так интерпретировать решения XX съезда, чтобы найти в них оправдание своей прежней политике. Иными словами, убедить товарищей по партии в созвучии собственной политической5линии идеям, принесенным из Москвы. Попытка эта потерпела неудачу. Часть информации успела все же просочиться, вопрос о «культе личности» обойти на пленуме было невозможно. Ракоши был вынужден признать, что «дух культа личности» оказал влияние и на Венгрию, где привел к тяжелым последствиям, пока не был ликвидирован. Партийный лидер, таким образом, хотел показать, что речь идет о явлении, в Венгрии якобы уже преодоленном. Вдобавок он возложил едва ли не всю вину за возвеличивание собственной персоны на своих подчиненных: «Товарищи могли заметить, что в ряде мест вместе с портретами Ленина и Сталина стали помещать портрет Ракоши, который в свое время по моему предложению перестали вывешивать».
Восстановление «культа личности», продолжал Ракоши — постоянная опасность, и на этом играют подхалимы, карьеристы и классовые враги. В разных областях жизни «у нас есть местные диктаторы и вожди», которые не терпят возражений, применяют административные меры; вокруг них собирается клика подпевал. Первый секретарь предложил также пересмотреть книги по истории партии, освободив их от наслоений «культа личности». Под влиянием установок, исходивших из Москвы, он предлагал выдвинуть на первый план фигуру Ленина. Впрочем, попытки заменить один культ на другой не находили поддержки в обществе.
Но основные события разворачивались все же не на пленуме. Как сообщали советским дипломатам сотрудники партаппарата, никогда прежде в низовых парторганизациях не было такой активности и столь высокой посещаемости собраний. Начала меняться сама внутрипартийная атмосфера: «люди свободнее стали чувствовать себя, свободнее высказывать свои мысли. Стали больше чувствовать себя хозяевами жизни». Преодолеть психологический барьер было все же нелегко. Один из венгерских собеседников говорил сотруднику советского посольства: многие члены ВПТ еще не верят, что в партии создана обстановка для смелой критики, боятся задавать острые вопросы. Довольно сильна была апатия среди населения. Например, в среде преподавателей Будапештского политехнического института материалы съезда поначалу вызвали интерес, но затем он ослаб, обсуждение приняло довольно вялый характер. Члены партии между собой нередко говорили о том, что за последние три года в Венгрии уже дважды (летом 1953 и весной 1955 г.) происходили кардинальные изменения политической линии, поэтому и теперь не исключены новые перемены: трудно предвидеть, что будет через два-три года — возможно вновь объявят неправильным то, что делается сейчас.