Украденное Рождество: как в СССР боролись с зимними традициями
Автор: Кирилл
Опубликовано: 2533 дня назад (7 января 2018)
Блог: Первый блог
Рубрика: Интересные вопросы
|
0 Голосов: 0 |
|
О том, как в СССР боролись с христианскими праздниками и символами, да никак не побороли.
«Главной нашей задачей является содействие фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков», — говорилось в декрете Совета народных комиссаров от 23 января 1918 года.
И начали с искоренения обычаев, в том числе исполнения «музыкальных произведений на религиозно-библейскую тематику». То есть колядок и щедривок.
Вместе с Рождеством клеймят позором и саму ёлку. Её называют антисоветчиной, «поповским обычаем» и религиозным хламом. Некоторые всё же ставят её — тайно, за плотно задёрнутыми занавесками.
В 1927 году Сталин усиливает антирелигиозную кампанию. Для большинства отменяют и выходные на религиозные праздники. «В день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа проводится на общих основаниях» (1929 год, постановление СНК СССР).
Однако через некоторое время, поняв, что запреты не действуют, чиновники вынуждены были менять тактику.
28 декабря 1935 года в газете «Комсомольская правда» появляется сообщение «Давайте устроим к Новому году детям хорошую ёлку!». Его написал секретарь ЦК КП(б)У Павел Постышев. Он предлагает ставить ёлки в школах, детских домах, пионерских дворцах, детских клубах, театрах и кинотеатрах.
Ёлку разрешают, но не рождественскую. Звезда на ёлке уже не восьмиконечная, Вифлеемская, а красная — пятиконечная. Таким образом, ёлку вырывают из религиозного контекста. И разрабатывают новые — советские традиции.
Игрушки — «герои революции», красные трубачи, барабанщики и кавалеристы в будёновках, шахтёры и космонавты, нефтяные вышки и ракеты. А на шариках — Ленин, Сталин, Маркс и Энгельс.
Тогда же рождается и коммунистический образ Деда Мороза.
После Октябрьского переворота большевики «репрессировали» и святого Николая. Его объявили «союзником попа и кулака» и запретили. Но сначала боролись не только с ним, но и с Дедом Морозом, которого тоже приняли за религиозного персонажа.
Это продолжалось, пока кампания против рождественских праздников окончательно не провалилась, а советская власть решила адаптировать религиозные символы к коммунистическим реалиям.
В 1935 году позволили ёлку, а в 1937 году — создали светского Деда Мороза вместо рождественского святого Николая. В 1937 году на праздновании Нового года в Колонном зале Дома союзов в Москве из «подполья» вышел Дед Мороз.
Новогодние праздники — «ёлочки» — посвящались достижениям СССР. Главными героями, кроме Деда Мороза, были революционные матросы, рабочие Магнитки, пионеры-тимуровцы. А ёлка зажигалась от залпа крейсера «Аврора».
Дед Мороз изображался как активный участник государственной и общественной жизни: он защищает страну от «фашистско-немецких» оккупантов, летает в космос, строит Байкало-Амурскую магистраль, работает на ЭВМ, готовится к Олимпиаде...
Замена рождественских традиций коммунистическими не удалась. 64% опрошенных группой «Рейтинг» в 2016 году ответили, что в их семьях дарят подарки на Николая, а рождественская ёлка — любимый символ. И на ней — вовсе не пятиконечная звезда.
Как праздновали Пасху в СССР?
Никакого праздника
История бикини
Тулетная бумага изобретена 160 лет назад
Александр Введенский: |
Только тот, кто друг попов, Ёлку праздновать готов! Мы с тобой — враги попам, Рождества не надо нам. |
Что в СССР делали с Рождеством, святым Николаем и даже ёлкой? И что удалось?
Борьба с «религиозным дурманом» в СССР началась после Октябрьского переворота — в 1920-х годах.«Главной нашей задачей является содействие фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков», — говорилось в декрете Совета народных комиссаров от 23 января 1918 года.
И начали с искоренения обычаев, в том числе исполнения «музыкальных произведений на религиозно-библейскую тематику». То есть колядок и щедривок.
Ёлка и Рождество
Боролись с зимними традициями решительно. Проводили антирождественские и антипасхальные кампании. Детей учили: именно в эти праздники происходит больше всего преступлений и пьянства. А на уроках проверяли, нет ли на руках краски от писанок.Вместе с Рождеством клеймят позором и саму ёлку. Её называют антисоветчиной, «поповским обычаем» и религиозным хламом. Некоторые всё же ставят её — тайно, за плотно задёрнутыми занавесками.
В 1927 году Сталин усиливает антирелигиозную кампанию. Для большинства отменяют и выходные на религиозные праздники. «В день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа проводится на общих основаниях» (1929 год, постановление СНК СССР).
Однако через некоторое время, поняв, что запреты не действуют, чиновники вынуждены были менять тактику.
28 декабря 1935 года в газете «Комсомольская правда» появляется сообщение «Давайте устроим к Новому году детям хорошую ёлку!». Его написал секретарь ЦК КП(б)У Павел Постышев. Он предлагает ставить ёлки в школах, детских домах, пионерских дворцах, детских клубах, театрах и кинотеатрах.
Ёлку разрешают, но не рождественскую. Звезда на ёлке уже не восьмиконечная, Вифлеемская, а красная — пятиконечная. Таким образом, ёлку вырывают из религиозного контекста. И разрабатывают новые — советские традиции.
Игрушки — «герои революции», красные трубачи, барабанщики и кавалеристы в будёновках, шахтёры и космонавты, нефтяные вышки и ракеты. А на шариках — Ленин, Сталин, Маркс и Энгельс.
Тогда же рождается и коммунистический образ Деда Мороза.
Дед Мороз
Демьян Бедный: |
Под «Рождество Христово» в обед Старорежимный ёлочный дед С длинной-предлинной такой бородой, Вылитый сказочный «дед-мороз», С ёлкой под мышкой саночки вёз, Санки с ребёнком годочков пяти. Советского тут ничего не найти! |
После Октябрьского переворота большевики «репрессировали» и святого Николая. Его объявили «союзником попа и кулака» и запретили. Но сначала боролись не только с ним, но и с Дедом Морозом, которого тоже приняли за религиозного персонажа.
Это продолжалось, пока кампания против рождественских праздников окончательно не провалилась, а советская власть решила адаптировать религиозные символы к коммунистическим реалиям.
В 1935 году позволили ёлку, а в 1937 году — создали светского Деда Мороза вместо рождественского святого Николая. В 1937 году на праздновании Нового года в Колонном зале Дома союзов в Москве из «подполья» вышел Дед Мороз.
Новогодние праздники — «ёлочки» — посвящались достижениям СССР. Главными героями, кроме Деда Мороза, были революционные матросы, рабочие Магнитки, пионеры-тимуровцы. А ёлка зажигалась от залпа крейсера «Аврора».
Дед Мороз изображался как активный участник государственной и общественной жизни: он защищает страну от «фашистско-немецких» оккупантов, летает в космос, строит Байкало-Амурскую магистраль, работает на ЭВМ, готовится к Олимпиаде...
Замена рождественских традиций коммунистическими не удалась. 64% опрошенных группой «Рейтинг» в 2016 году ответили, что в их семьях дарят подарки на Николая, а рождественская ёлка — любимый символ. И на ней — вовсе не пятиконечная звезда.
Похожие записи:
Как спасти новогоднюю ёлку от котаКак праздновали Пасху в СССР?
Никакого праздника
История бикини
Тулетная бумага изобретена 160 лет назад
← Как в СССР появилась отечественная жевательная резинка | Ты — то, что ты пьёшь: какая вода самая полезная и безопасная →